"Nokia купит Palm!". Некоторые аналитики высказывали точку зрения, что финнам следовало бы приобрести какого-нибудь видного участника американского рынка: дело в том, что телефоны Nokia в США продаются сравнительно плохо и вообще известны не такому уж широкому кругу потребителей. Слияние с Palm, имеющей в арсенале ряд неплохих и довольно популярных продуктов (впрочем, не спасших компанию от убытков по итогам прошлого года), в теории могло бы поправить ситуацию.
Кроме того, некоторые товарищи предполагали, что Nokia станет оператором сотовой связи (благо телекоммуникационное оборудование она уже выпускает), выкатит целую линейку нетбуков или даже ноутбуков, разработает принципиально новую ОС или хотя бы красивый интерфейс для Symbian, анонсирует дешёвую модель с тачскрином вроде Samsung Star, которая могла бы разойтись по миру десятимиллионным тиражом… Увы, никто не угадал. Ближе всего к правде подобрались те, кто прогнозировал анонс, связанный с сервисами – ведь на пригласительных было написано волшебное слово OVI.
Существует три основные составляющие современного мобильного телефона, смартфона или коммуникатора: аппаратная, программная и сервисная (естественно, у каждого из этих пунктов есть с десяток подпунктов). С первыми двумя у Nokia всё не слишком здорово: как уже говорилось выше, качество сборки многих моделей оставляет желать лучшего, а интерфейсы смартфонов по удобству проигрывают конкурентам. С телефонами всё тоже средненько: например, обычные трубки на базе платформы S40 так и не получили поддержку многозадачности, которая уже давно есть в моделях Samsung, LG и Sony Ericsson.
Что касается сервисов, то Nokia в них буквально завязла: да, вроде бы платформа OVI есть и работает, однако удобство того же магазина приложений многие пользователи оценивают на трояк (AppStore, например, все хвалят, а Android Market хотя бы не ругают). Другие компоненты экосистемы также регулярно подвергаются критике. Музыкальный сервис Comes With Music особой популярностью не пользуется, а проект N-Gage второй версии и вовсе пришлось закрыть. Казалось бы, самое время или представить полностью новый, удобный и продуманный OVI 2.0. Или же вообще на время отложить тему сервисов и вплотную заняться софтовыми и железными проблемами аппаратов. (Что, на мой взгляд, было бы намного правильнее.) Но...
Nokia – барабанная дробь! – объявила, что отныне навигационный сервис Ovi Maps (в прошлом – Nokia Maps) становится полностью бесплатным в 74 странах, включая Россию. Раньше, напомню, за сами карты денег не брали, но вот за голосовые подсказки, путеводители, справочники и возможность прокладывания маршрутов приходилось платить. Теперь – всё, не придется. Халява! Пока поддерживаются всего десять свежих моделей: N97 Mini, 5800 XpressMusic, 5800 Navigation Edition, E52, E55, E72, 5230, 6710 Navigator, 6730 Classic и X6. Позже ощутить все прелести бесплатной навигации смогут и обладатели других аппаратов, однако пока не совсем понятно, будет ли она поддерживаться старыми моделями. И ещё: Nokia объявила об открытии API сервиса, что даст возможность сторонним разработчикам использовать картографическую информацию в своих программах.
Напомню, что прошлой осенью компания Google представила бета-версию бесплатного навигационного пакета Google Maps Navigation, который также предоставляет голосовые подсказки, прокладывает маршруты и имеет ряд других функций, свойственных автономным навигаторам. Однако если разработка Nokia не нуждается в постоянном интернет-соединении, то гугловский продукт без Сети не работает. К слову, работать он пока может не везде, а только в США и на Android-устройствах. Nokia же утверждает, что у неё есть "детализированные карты 180 государств". Разработчики сторонних навигационных программ для финских смартфонов оказываются в совершенно невыгодном положении: они-то предлагают свои продукты далеко не бесплатно! Для европейских пользователей выбор очевиден: зачем платить лишние деньги, когда примерно то же самое предлагается "за так"? А вот карты стран СНГ, доступные в рамках Ovi Maps, не слишком хороши: знаю немало людей, которые, оплатив один раз подписку на навигацию от Nokia, в конечном итоге предпочли ей решения других компаний.
В целом же, от "большой новости" остаётся двоякое впечатление. С одной стороны, бесплатная навигация со всеми положенными свистелками (скажем, теми же голосовыми подсказками) – это весьма приятное дополнение к мобильному телефону или смартфону. Однако автомобильный навигатор с 5-дюймовым дисплеем обычная трубка все равно не заменит, ведь так? А типичному обывателю для пешеходной навигации хватает возможностей программы Google Maps, и заставить его купить модель Nokia только потому, что она наделена мощным навигационным пакетом, вряд ли получится. В общем, у компании Nokia была масса других возможностей удивить общественность так, что от этого самого удивления она бы оправлялась ещё долго. А пока оправляться придется лишь производителям навигационного софта – их акции сегодня хорошенько упали...
P.S. Бьюсь об заклад: в отличие от финнов, Apple нас всё же удивит. Ждать осталось менее недели.
P.P.S. от Сергея Вильянова: Я тоже оказался заинтригованным журналистом и, несмотря на некоторое недомогание, поехал на российскую презентацию. Минут тридцать гадали с коллегами, чего же такое покажут, и узнали... до начала выступления докладчика, потому что соответствующий пресс-релиз появился на сайте Nokia капельку раньше. Сказать, что все были разочарованы - не сказать ничего. То есть само-то по себе событие хорошее и полезное, но подавать его с такой секретностью, перетекающей в пафос, странно и смешно. Ходили слухи, что секретность связана с нежеланием до поры до времени рушить курс акций производителей навигационного оборудования, но это доброта из серии купирования хвоста щенку по частям.
Если же в Nokia на полном серьёзе считают масштаб события достойным таинственности уровня Apple, можно задаться грустным вопросом - всё ли спокойно в королевстве финском?